Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 188 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Алешина Т.С. К истории производства одежды в конце XIX – начале XX века. По материалам Государственного Исторического Музея.

Настоящая статья посвящена вопросу организации производства одежды в Москве во второй половине — начале XX века, зарождению и развитию такого явления, как конфекцион (т.е. производство готового платья на продажу). Коллекция одежды городского типа второй половины XIX — начала XX века складывалась со дня основания Государственного Исторического музея, но особенно интенсивно она стала собираться за последние 30—40 лет, когда пристальное внимание стали привлекать образцы с фирменными этикетками, клеймами, знаками мастеров, а также образцы, имеющие сведения об изготовлении и продаже. В настоящее время коллекция насчитывает около пятисот образцов мужской и женской одежды, верхнего платья, летнего и зимнего, носильных вещей, а также белья. Именно клейма позволили обратиться к письменным источникам, в свою очередь давшим сведения об организации производства одежды в этот период. Сведения о состоянии швейной промышленности в XIX веке крайне скудны. До XIX века платье приготовлялось силами портных-крепостных, обученных мастерству и обслуживающих своих хозяев-помещиков. Были также свободные ремесленники, которые шили в доме заказчиков или у себя дома в мастерской. В первой половине XIX века в портновском промысле Москвы характерной фигурой продолжал оставаться портной-ремесленник, владелец мастерской, где работал он один, или с семьей, или с несколькими наемными рабочими.


Фирма «Густав Морис».

Женская шляпа фасона «ток». 1900-е годы. Москва.

Кокошник, около 1890 года.

Вышивка - ручная работа, натуральный жемчуг.

С середины XIX века в развитии портновского промысла в Москве начинают происходить сложные изменения. Мелкие ремесленные заведения, постоянно конкурируя между собой, выделяют из своей среды самых ловких, оборотистых предпринимателей. Подчиняя себе мелкие заведения и одиночек-ремесленников, они накапливают капитал и постепенно расширяют производство. Таким образом, из массы мелких ремесленных заведений выделяются крупные швейные мастерские, обслуживающие главным образом имущие слои города.

Е.И.В. Великая Княгиня Мария Павловна.

Великая княгиня Мария Павловна

на Русском балу в Зимнем дворце

в украшениях фирмы Chaumet - 11.02.1903.

Е.И.В. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна

в княжеском наряде

на Русском балу в Зимнем дворце - 11.02.1903.

Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович

в наряде времен Царя Алексея Михайловича

на Русском балу в Зимнем дворце - 11.02.1903.

Е.И.В. Великий Князь Алексий Александрович

в наряде боярина времен Царя Алексея Михайловича

на Русском балу в Зимнем дворце - 11.02.1903.

Е.И.В. Великий Князь Сергей Александрович

в княжеском наряде XVII века

на Русском балу в Зимнем дворце - 11.02.1903.

Они назывались «мастерские заказа». В 1850—1860 годах одной из самых известных мастерских заказа дамского платья была фирма «Мадам Минангуа», расположенная в самом центре Москвы — в Камергерском переулке Тверской части города. В ее белошвейном заведении работало в 1855 году 16 работниц. Фирма имела свой магазин. Работа на заказ в это время была одной из основных форм производства В таких заведениях шились все виды одежды — мужская, женская, детская, а также и верхнее платье.

Накидка императрицы Александры Федоровны. 1901 год.

Каждая мастерская имела запасы материй, в то время как мелкие мастерские — только их образцы. В мастерских дамского платья складывается дробное разделение труда: по видам изделий и подетальное. Один вид платья становился специальностью особых рабочих, а каждая вещь проходила через несколько рук. Привыкая к одной и той же операции, работница достигала особой быстроты и ловкости. В мастерских преобладал ручной труд, широко применялся и труд малолетних учениц. Крупные мастерские старались привлекать заказчиц качеством и мастерством своей работы.


Фирма «Лалик». Гребень из светлого рога

с накладками эмали в виде листьев. 1910-е годы. Бельгия.

Поскольку законодателем мод был Париж, владельцы этих мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по рисункам из модных журналов, которые поступали из Парижа каждые две недели. Приклад и отделка покупались в магазинах Парижа или непосредственно в Москве. Состав работников таких мастерских был относительно постоянен. Примером крупных мастерских заказа являлись известные фирмы «Надежда Ламанова» и «Город Лион», имевшие магазины по продаже своих готовых платьев. Фирма «Надежда Ламанова» была открыта с 1886 года в Москве на улице Большая Дмитровка в доме Адельгейма. Эта фирма получила большую известность в среде аристократии, художников и артистов, иногда в мастерской исполнялись заказы императорского двора. Мастерская имела модельное отделение, где готовое платье демонстрировали манекенщицы. В мастерской работали девять закройщиков, а также большой штат служащих и высококвалифицированных специалистов, общее число которых доходило до 195 человек. Заказы выполнялись только в собственной мастерской, срок исполнения наступал через семь-восемь месяцев. В коллекциях ГИМа имеется одно платье этой мастерской. Оно исполнено из тонкого сукна кремового цвета с отделкой на рукавах, груди и по юбке гирляндами цветов, листьев и корзин из скрученных лент белого атласа. Оно было предназначено для торжественных случаев и отличается изысканной простотой. Время его создания — 1902— 1905 годы.


Фирма «Город Лион».

Женское платье из гофрированного шифона,

кружевных лент и тюля. 1897—1905. Москва.

Фирма «Город Лион» была основана в 1848 году петербургским купцом французом Жюлем Пикаром и вначале приобрела известность как магазин, где торговали модной дамской конфекцией. Но в 1868 году при магазине была организована мастерская готового платья, выполнявшая заказные вещи. Здесь же были запасы модных материй, которые вместе с отделкой и прикладом привозились из Франции. В фирме имелось модельное отделение, работали 18 закройщиков и 300 квалифицированных рабочих. Для выполнения верхних дамских вещей работали пять машинистов. Обширные помещения мастерских и магазина размещались на Кузнецком мосту, в доме Третьяковых. Исторический музей обладает несколькими вещами этой фирмы, из которых наибольшее впечатление оставляет женское платье из бледно-розового гофрированного шифона и тонкого машинного кружева, причудливо и с большим мастерством «вкомпанированного» в эту воздушную ткань. Оно отделано по моде того времени бантами из узких лент черного бархата и отличается высоким вкусом. Датируется 1904— 1909 годами. Оба описанных предприятия заказного дамского платья, постоянно связанных с парижскими домами мод, своей организацией и постановкой дела были близки к ним. Эти мастерские не создавали своего направления в моде, а только копировали иностранные модели. К первоклассным мастерским заказа дамского верхнего платья относились мастерские Солдатского и Шнейдер. Последняя располагалась в доме № 7 по Софийской улице. В ней работали только одни женщины, для которых нанимались машинисты и утюжильщики, так как разглаживание изделий производилось утюгами весом от 18 до 85 фунтов (7—14 кг). В коллекции ГИМа есть жакет этой фирмы, сшитый из тонкого сукна бежевого цвета с воротником из светло-коричневого бархата, подкладка узорного полосатого шелка тонко и гармонично сочетается по цвету с тканью жакета.

Женское платье из шелка, тюля, с кружевом.

1900-е годы. Россия.

Портновское мастерство доведено здесь до высокой степени искусства. Кроме дамских, в Москве существовало около десяти мастерских, изготовляющих на заказ мужское верхнее платье и костюмы. Самыми известными были фирмы «Оттен», «Деллос», «Джон Смите», «Юлий Мейстер». Изделия трех последних фирм имеются в коллекции ГИМа. Это визитка, смокинги и фраки черного сукна и шерсти, выполненные с большим мастерским блеском. Помимо названных, заказные вещи выполняли еще и некоторые магазины готового платья, такие как, например, «Мандль», «Жак», «М. Данкман». Работали в них лишь иностранные закройщики, материи и приклад привозили из Англии или Германии. Моделей в мужском костюме не существовало, но два раза в год владельцы мастерских ездили за границу, советовались там с известными портными и присматривались к их изделиям. Нередко сами портные создавали новые покрои платья, а заказчики полагались на их художественный вкус. Предприятия, работавшие на заказ, не могли удовлетворить потребности всего городского населения, да и не каждому заказная одежда была по средствам. Спрос на простую, доступную одежду особенно усилился во второй половине XIX века. Благодаря развитию промышленности и росту городов значительно увеличился среди горожан состав трудового населения. Эти условия и создали предпосылки для организации и расширения производства на продажу готового платья. В первую очередь стали производиться те виды одежды, которые имели упрощенный покрой, минимальное количество деталей, не требовали большого количества обмеров, то есть верхнее платье свободного покроя. К такому типу одежды относились: мантильи, ротонды, салопы — в женском гардеробе, плащи, накидки, крылатки — в мужском.


Воротник-пелерина из гофрированного шифона,

отделанного атласными рюшами.

1910-е годы. Москва

В коллекции ГИМа сохранились мантильи из розовой тафты, белого шелка, из светлого машинного кружева, кремового кашемира, черного бархата, бежевого, черного сукна, шерсти. У всех так называемый «шалевый» покрой в виде круга, они великолепно отделаны лентами, кружевом, тесьмой, разнообразной вышивкой, бахромой и представляют собой подлинные произведения портновского искусства. Появлению конфекциона во второй половине XIX века способствовало упрощение кроя, уменьшение количества деталей его, что, соответственно, облегчало пошив мужской одежды. В это время постепенно унифицируется, становится однообразным мужской гардероб, появляется стандарт в его изготовлении, в подборе материи, устанавливается однообразие цвета, уменьшается состав частей платья.


Магазин Е.С. Щеславской. Женская накидка из сукна

с машинной вышивкой цветным шелком

в технике просечного узора.

1900-е годы. Москва.

В верхней одежде становятся типичными плащ-накидка, пальто зимнее или деми, сюртук или визитка, жилет и брюки. Для более торжественных случаев сюртук заменялся фраком. В конце XIX века появляется пиджак в виде укороченного сюртука. Для более торжественных случаев он шился с блестящими лацканами шалевого покроя и назывался «смокингом». Вся мужская одежда делалась из шерстяных материй, преимущественно темных тонов. Костюм-тройка становится самой распространенной одеждой для широких слоев городского населения. Сюртук одного и того же покроя мог иметь в своем гардеробе фабрикант и рабочий его завода, разница заключалась лишь в качестве материи и исполнения и, естественно, в стоимости. На появление стандарта в женском гардеробе оказала влияния эмансипация женщин как в Европе, так и в России, желание принимать более активное участие в общественной жизни, стать равноправным членом общества, получить образование и профессию. К концу XIX века все больше женщин-горожан втягиваются в трудовую и общественную жизнь. Возникает потребность иметь строгий, деловой внешний облик, что вызвало появление рациональной и практичной одежды. Именно с этого времени неотъемлемой частью женского гардероба становится костюм. В первое время его называли «тальер», или «портной». Он состоял из двух предметов — жакета и юбки, сшитых из недорогих, практичных тканей темных тонов — сукна, шерсти и драпа. В начале 1900-х годов к ним присоединяется блузка, которую шили из светлых, легких материй, с отделкой вышивкой или кружевом. Этот вид женской одежды стал устойчивым и явился прототипом сформировавшегося позднее так называемого «английского костюма», который в дальнейшем получил большое распространение и сохранился вплоть до настоящего времени. Наряду с мастерскими заказа все более расширяется сеть предприятий конфекциона. Интересные сведения по этому поводу приведены в работе Е.А. Олюниной. Из ее материалов можно заключить, что при всей запутанности явлений, происходящих в портновском производстве, намечается основная тенденция — переход от одной формы производства к другой, от заказа — к конфекциону, от ремесла — к капиталистической мануфактуре.


Мастерская Н.П. Ламановой. Женское платье

с отделкой скрученными лентами атласа

в виде цветов, гирлянд и вазонов.

1902—1906. Москва.

Следует отметить, что заказная форма производства продолжала существовать длительное время, так как введение машин не могло здесь полностью вытеснить ручной труд. Поэтому основную роль в организации производства конфекции сыграла не механизация производства и не перерастание отдельных предприятий в фабрику, а подчинение мелких предпринимателей — портных-одиночек и «хозяйчиков» — крупному торговому капиталу. Во второй половине XIX века происходят изменения в торговле Москвы. Старые ее формы, сложившиеся еще в крепостную эпоху, изжили себя, и на смену им пришли новые. В центре стали возникать магазины нового типа — пассажи и галереи, такие как пассаж Попова на Кузнецком мосту, пассаж Солодовникова на Петровке, Александровский на Лубянской площади, Постниковский на Тверской. Они строились с размахом и удобствами, занимали несколько этажей, в них проводят сначала газовое, а затем и электрическое освещение, отопление.


Мастерская Е.П. Чечулиной. Подвенечное платье

с вышивкой стеклярусом, аппликацией,

прозрачными блестками.

Конец XIX века. Москва.

Продажа товаров происходила по твердым ценам в течение всего дня (10—12 часов), с помощью большого числа хорошо обученных приказчиков и приказчиц. Одним из первых такого рода магазинов был знаменитый «Мюр и Мерилиз», открытый еще в 1842 году на Софийской улице — между Большим и Малым театрами, построенный по проекту архитектора М.Д. Быковского и перестроенный в 1909 году Р.И. Клейном. Основанный двумя англичанами купцами 1-й гильдии А. Мюром и А. Мерилизом, он стал в 1880-х годах крупнейшим универсальным магазином России, насчитывающим до восьмидесяти отделов. В 1870—1880 годах большую роль в торговле готовым платьем в Москве начинают играть крупные магазины и торгово-промышленные фирмы. Наиболее известными из них были: «М. и И. Мандль», «Петуховы и сын», «А.Г. Ройзенцвейг», «Герасимов и с-ья». Эти фирмы имели свои магазины или большие отделы в пассажах, галереях и универсальных магазинах. Распространению торговли готовым платьем русского производства способствовало еще и установление высокой пошлины на ввоз из-за границы готового платья и белья. В результате покровительственной таможенной политики в 1880-х годах в России интенсивно развивается отечественное производство готового платья. Число заведений, торгующих готовым платьем, неуклонно растет. Так, если в 1882 году в Москве их насчитывалось всего 225, то по переписи 1902 года их количество увеличилось до 8003. В начале XX века крупными центрами торговли готовым платьем становятся города Петербург, Одесса, Киев. Первое место среди них занимает Петербург — торговля его исчислялась в 16,7 млн. рублей, в Москве торговали на 14 млн. рублей, в Одессе — на 3,4 млн. рублей, в Киеве — на 2,2 млн. рублей. Организацию конфекционного дела легче всего уяснить на примере фирмы «М. и И. Мандль», которая имела в Москве три магазина и отделения в таких крупных городах России, как Петербург, Киев, Тифлис, Ярославль.


Женская широкополая шляпа

из шелка с отделкой пером страуса.

1910-е годы. Москва.

Женская шляпа фасона «ток» из искусственных фиалок

с декоративным бархатным бантом 1910-е годы.

Россия Фирма «Л. Босз».


Женская шляпа из бархата с отделкой перьями.

1910-е годы. Варшава.

Мастерская Хлебниковой. Женская широкополая шляпа

с отделкой бархатным бантом и шитьем.

При магазинах были большие склады готового платья. Оно скупалось у мелких «хозяйчиков» и портных-одиночек. «Хозяйчики», как их называет Е.А. Олюнина, представляли собой владельцев мелких портняжных мастерских, иногда с несколькими наемными рабочими. Они имели видимость самостоятельности, фактически же были в полной зависимости от владельцев фирм. От них они получали весь необходимый материал, приклады, даже раскроенные вещи. «Хозяйчики» ставили в тяжелое положение своих наемных рабочих, низко оплачивая их труд. Так, получая у фирмы за шитье одного сюртука 5 р. 50 коп., они платили своему рабочему за его пошив только 2 р. 50 коп. О размере предприятия Мандля говорят такие цифры. Только в мастерской при магазине у него работало двести тридцать, а на стороне — шестьсот «хозяйчиков». При этом фирма охватывала работников-портных даже в сельской местности. Например, в деревнях Рязанской губернии Белоомутского уезда на нее шили две тысячи портных-крестьян, так называемых «изб». Владельцы фирм раздавали шитье готового платья также и одиночкам-портным.


Фирма «Веделес». Женские туфли на каблуках

из белой замши с вышивкой стеклярусом.

Фирма «Андреас Найдер». Женские туфли

из золотистой кожи. 1910-е годы. Вена.


Фирма «Генрих Вейс». Женские сапожки на каблуках

со шнуровкой из светло-коричневой кожи.

1910-е годы. Петербург.

Фирма «Л. Немчинский». Женские сапожки на каблуках

со шнуровкой из белой кожи 1900-е годы. Варшава.


Фирма «Скороход».

Мужские ботинки из кожи и коробка фирмы.

1910-е годы. Петербург.

В Москве выделялись определенные районы, где селились такие портные,— Марьина роща, Антроповы ямы, Крестовская застава, Сретенка и Грузины. В Московской губернии в этом промысле специализировались Звенигородский и Бронницкий уезды. Среди небольших мастерских, работающих на фирмы, существовала узкая специализация. Одни — так называемые «крупняки» — шили только крупные мужские вещи: пальто, сюртуки, фраки, пиджаки, визитки. Другие, более мелкие, соответственно назывались «брючники», «жилеточники», «штучники» и др. Готовые изделия поступали на склад при магазине. Здесь были основная контора и мастерская — главный центр всего огромного, разбросанного на большой территории предприятия. В мастерской при складе работало сорок пять закройщиков, были сосредоточены огромные запасы материи, «полуфабрикатов» — раскроенных заготовок, приклада, установлены выкроечные машины, на которых закройщики могли сразу разрезать материю, сложенную в 10 и 20 раз. Для производства готового платья в это время уже были выработаны и применялись стандартные размеры для людей разного возраста и разного объема. Так, для взрослого человека, как и в наше время, имелось 9 мерок, столько же и для детей, и 6 мерок — для подростков.


Фрагмент женского пальто с отделкой машинной строчкой

и вышивкой цветным, шелком. Вид со спины.

1910-е годы. Москва.

В мастерской работали еще и «переделочники» — в случае необходимости купленную в магазине одежду они могли «подправить». Таким же образом была организована работа и в других крупных фирмах конфекциона. Фирма «Ройзенцвейг», основанная в 1895 году, имела в Москве пять магазинов готового платья и отделение в Самаре. При одном из его магазинов работало десять человек, двести «хозяйчиков» в Москве и пятьсот в деревнях Рязанской губернии. Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин. Хотя первая швейная машина была изобретена в конце XVIII века, она не оказала заметного влияния на швейное дело. Только с усовершенствованием ее американцем Э. Хау в 1845 году она получила широкое распространение. Применение машины увеличивало производительность ручного труда в семнадцать раз. В России первые швейные машины появились в 1856 году. Они стали применяться в швейных, вышивальных, обувных заведениях, постепенно стали внедряться и в производство готовых вещей. В оптовом производстве готового платья машина почти вытеснила ручную работу, оставляя за последней только обшивку петель, швов, рукавов, подкладки. В конце XIX века была изобретена выкроечная машина, что также имело большое значение для развития оптового производства одежды. В 1895 году появилась петельная машина для пришивания пуговиц.


Женская пелерина из лент черного атласа,

гофрированного шифона. 1900-е годы. Москва.

Если раньше один рабочий прометывал до ста шестидесяти петель в день, то американская машина системы Рис позволила увеличить выработку в тот же срок до трех тысяч петель. Точно так же машинная пришивка пуговиц довела выработку в день до четырех тысяч. Вместе с тем развитие техники в портновском ремесле не имело такого принципиального значения, как, например, в ткацком. Оно не способствовало объединению рабочих в одном месте — на фабрике, производство готового платья оставалось на стадии капиталистической мануфактуры, в основе которой лежал ручной труд. Тем не менее, там, где применялись механические двигатели, также развивалось детальное разделение труда, что вело к уменьшению издержек производства и повышению производительности труда. Детальное разделение труда особо применялось на швейной фабрике «Карл Тиль и Ко», где рабочие заготовляли отдельно рукава, воротники, погоны и другие детали. Появление крупных фирм и оптового производства готового платья разоряло и ставило в тяжелые условия работавших на фирмы наемных рабочих. Особенно трудные условия для них создавал сезонный характер работ, когда часть года они работали с большим напряжением и перегрузками, а в другую часть года их выкидывали на улицу без копейки денег. Интересны по этому поводу наблюдения Е.А. Олюниной:

«В сезон наблюдается,— пишет она,— постоянные сверхурочные работы, безумная спешка, когда рабочие не успевают есть и пить, а в межсезонье этим же рабочим нечего есть и пить».

Благодаря этой огромной армии почти даровых работников могли существовать мелкие «хозяйчики» и крупные торговые фирмы, не развивая и не совершенствуя технику производства готового платья. Коллекция ГИМа позволяет представить себе те виды готовой одежды, которые изготовлялись упомянутыми фирмами. Среди них есть образцы, которые, видимо, были рассчитаны на привилегированные слои населения.


Фирма «Братья Петуховы».

Женская накидка («сорта де баль») из сукна

с машинной вышивкой и отделкой рюшем.

1900-е годы. Москва.

Примером может служить бальная накидка, так называемая «сорта де баль», выполненная в 1910-х годах фирмой «Петуховы и сын» в стиле модерн. Она сшита из бежевого сукна и богато отделана машинной вышивкой в технике просечного узора и гофрированной оборкой из кремового шифона. Сохранился тип одежды, которая предназначалась для трудового населения города и деревни. Например, женское полупальто конца XIX века из темно-красного плюша с отделкой машинной вышивкой черным крученым шелком. По всей вероятности, оно было рассчитано на вкус какой-нибудь деревенской модницы. Таким же типом готового платья являлось скромное демисезонное пальто из грубошерстного коричневого драпа в диагональную выработку, которое принадлежало работнице одной из текстильных фабрик Москвы. Оба образца одежды принадлежат Фирме «Герасимов и с-ья».


Женское пальто с отделкой машинной строчкой

и вышивкой цветным шелком.

1910-е годы. Москва.

В начале XX века в Москве, помимо крупных фирм и мастерских заказа, существовали фабрики по производству военного платья и белья, которые выполняли также заказы полиции и обслуживали железнодорожное ведомство. В Москве особенно выделялись две самые крупные — «А.И. Мандль и Райц» и «Карл Тиль и Ко». Они выделывали солдатские шинели, мундиры, шаровары, рубахи, фуражки и прочее. Для одежды существовали типичные мерки, которые были определены на основании многочисленных измерений роста нижних чинов. Здесь существовало детальное разделение труда. Применялись усовершенствованные машины: электронож для кроя, швейные машины на электромоторах и т. д. С распространением механических двигателей и машин производство военной одежды стало дешевым, чему немало содействовало также изготовление по шаблонам, т. е. возможность производства одинакового товара в большом количестве. Фабрики работали круглый год, без перерывов. Они составили, по существу, ту промышленность, которая потом легла в основу швейной индустрии советского времени.


Фирменное клеймо «Вандраг» на шляпной коробке. Москва.


Фирменное клеймо «Густав Мориц и К°». Москва. 1900—1910-е годы.


Этикетка обувной фирмы «Скороход». Петербург.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь — определитель клейм

В этот словарь вошли клейма, обнаруженные на предметах коллекции городской одежды второй половины XIX века — начала XX века, хранящейся в отделе тканей и костюма ГИМа. В словарь вошли клейма торгово-промышленных фирм только города Москвы. Сведения о фирмах были взяты из письменных источников указанного времени, перечисленных в конце словаря в общем списке. Эти данные, которые удалось собрать, не всегда полностью совпадают по адресам, годам, инициалам владельцев с данными клейм. Клейма даются в алфавитном порядке русского языка фамилий владельца фирм.

1. Корсетная фабрика И.Г. Абрамсон. Золотая медаль на Парижской выставке 1900 года

Надпись на коробке для хранения корсетов 1910-е годы. По сведениям 1912 года, Абрамсон Исидор Григорьевич — купец, имел фабрику корсетов по адресу: Долгоруковская ул., д. 25. Продажа их по трем адресам: Тверская ул., д. 29; Лубянская площ., Лубянский пассаж; Никольская ул., д. 17. По сведениям 1916 года адрес фабрики: Долгоруковская ул., д. 37. Адреса магазинов те же.

2. Торговый дом «Бр. Алексеевы». Театральный проезд, д. 22. Сюртук-визитка черной шерсти. Начало XX века

По сведениям 1894 года, фирма имела два названия: «Братья Алексеевы» и «Алексеев Д.А.». Имела два магазина готового платья по адресам: Новая площадь, дом Калязинского подворья; Третьяковский проезд, дом не указан. По сведениям 1916 года, торговый дом «Бр. Алексеевы» имел контору по адресу: Третьяковский пр., д. 1. Продажа готового платья: Рождественка, д. 2.

3. Торговый дом «Бр. А. и Я. Алыпванг». Женская сорочка белого хлопчатобумажного полотна с машинной вышивкой

Начало XX века. По сведениям 1907 года, фирма была основана в 1865 году. Владельцы ее — московские купцы Яков и Абрам Алыпванги. После смерти последнего владельцем стал Яков Абрамович, потомственный гражданин города Москвы. Торговля бельем по адресу: Тверская часть, 3-й участок, Театральный проезд, дом петербургского страхового общества. По сведениям 1916 года, торгово-промышленное общество «Братья А. и Я.Алыпванг» имело контору в Сретенской части, Мал. Спасский пер., д. 13а. Мастерская и торговля бельем по адресу: Петровка, д. 6.

4. А. Боген. Москва. Сюртук-визитка черной шерсти. Начало XX века

Сведений не обнаружено

5. Специальность готовых вещей меховых и модных А. Бычкова в Москве. Женская накидка темно-синего бархата с богатой отделкой. 1870-е годы.

По сведениям 1894 года, Бычков Антон Федорович имел мужское портновское заведение, торговал готовым платьем по адресу: Петровка, Салтыковский пер., свой дом. Бычков Антип Федорович — портновское ремесло, Петровка, Столешников пер., свой дом. По сведениям 1899 года, Бычков Антон Федорович торговал пушным товаром в Тверской части, 3-й участок, свой дом. В 1899 году это заведение имело среднегодовой оборот около 132 тысяч рублей.

6. Гаврилов А.С. в Москве. Мужская сорочка белого хлопчатобумажного полотна. Начало XX века.

По сведениям 1894 года, «Гаврилов Александр Семенович» — оптовая торговля бельем по адресу: Черкасский пер., дом купеческого общества. По сведениям 1916 года, торговый дом «Гаврилов А.С. с сыновьями» торговал бельем по двум адресам: Третьяковский проезд, д. 11; Кузнецкий мост, д. 5.

7. Торговый дом «Я.Е. Герасимова и с-ья». Москва. Женское полупальто красного плюша с отделкой. 1910-е годы. Женское пальто коричневого грубошерстного драпа с выработкой. 1910-е годы.

По сведениям 1894 года, Герасимов Василий Яковлевич имел магазин готового платья по адресу: Черкасский пер., Общественный двор. Герасимов Василий Яковлевич младший имел магазин готового платья по адресу: Никольская ул.., дом Шереметьева. По сведениям 1899 года, торговый дом «Яков Егорович Герасимов и сыновья» производил торговлю готовым платьем, офицерскими вещами по тем же адресам. Среднегодовой оборот фирмы равнялся 55—58 тысячам рублей. Сведения 1907—1912 годов сообщают, что торговый дом был основан в 1893 году. Владельцы его: Василий Яковлевич старший и Василий Яковлевич младший. По сведениям 1916 года, фирма торговала по двум адресам: Новая площадь, д. 15/16; Арбат, д. 35.

8. В.П. Глаголев. Москва. Мужская манишка белого хлопчатобумажного полотна с накрахмаленной грудью с голубой полоской. Конец XIX века.

По сведениям 1894 года, Глаголев Василий Петрович имел розничный магазин белья по адресу: Лубянская площадь, Лубянский пассаж. По сведениям 1916 года, торговый дом «Глаголев В.П. и с-я» торговал бельем не только в Лубянском пассаже за №№ 21, 34, но и в Верхних торговых рядах, № 84/13

9. C. Dellos. Moscou Фрак черной шерсти. Начало XX века. Смокинг черной шерсти. Начало XX века.

По сведениям 1912 года, Деллос Константин Иванович, купец, имел портновское заведение по адресу: Сретенский бульвар, д. 6, там же проживала Деллос Мария Петровна, возможно, его родственница, помощница. Недалеко от них, в Фуркасовском пер., д. 10, жили Деллос Владимир Иванович, возможно, его брат, и Деллос Мария Алекс., жена последнего (?). По сведениям 1910— 1914 годов, эта фирма была в Москве одной из десяти первоклассных мастерских заказа мужского верхнего платья и костюмов. По сведениям 1916 года, фирма имела портновское заведение по двум адресам: Камергерский пер., д. 6; Оружейный пер., д. 32.

10. Duchart. Moscou. Мужской выходной комплект, состоящий из фрака черного тонкого сукна, двух жилетов и брюк того же сукна. Начало XX века.

По сведениям 1916 года, фирмой «Н. Дюшар» владела Дюшар Александра Викторовна, Кузнецкий мост, д. 6.

11. Garrel. Moscou Фрак черного сукна. Конец XIX века.

Сведений не обнаружено

12. Жирардовский. Магазин. Москва Мужская сорочка белого хлопчатобумажного полотна. Начало XX века.

По сведениям 1894—1912 годов, акционерное общество Жирардовских мануфактур, владельцы Галле и Дитрих. Основной капитал 9 млн. рублей. Производство с 1833 года. Фабрикация полотняных, чулочных и бумажных изделий, полотно, платки носовые, полотенца, белье столовое, скатерти, чулки дамские, носки мужские, детские, фуфайки. Белье женское, детское, мужское. Ковры, мебельные материи, гардины, теплые одеяла. Контора имела адрес: Богоявленский пер., дом Чижевского подворья. Магазины по адресам: Кузнецкий мост, пассаж Солодовникова; Верхние торговые ряды №№ 30, 47, 48; Софийка, дом Прибылова.

13. Мадам Жозефин. Москва Женский уличный костюм-тальер; жакет и юбка темно-синего сукна с отделкой тесьмой из черного шелка. 1910-е годы.

По сведениям 1912 года, фирмой «Жозефин» владел Кондрад Ж.А. Готовое платье, продажа и портновское мастерство, адрес: Петровка, д. 12.

14. В. Заглухинский. Москва. Фрак черного трико, принадлежал известному русскому певцу Л.В. Собинову. 1910—1920 годы.

По сведениям 1894 года, Заглухинский Владимир Иванович имел магазин готового платья по адресу: Тверская, дом Шаблыкиных. По сведениям 1916 года, торговый дом «Владимир Заглухинский и сын» торговал готовым платьем по адресу: Тверская, д. 16.

15. H. Immermann. Moscou. Kusnetzki Most. Dom K.Gagarin. Женский жакет черного сукна на ватине. 1910-е годы.

По сведениям 1912—1916 годов, фирма «Иммерман Александр Фридрих» торговала верхним дамским платьем и верхними вещами по адресу: Кузнецкий мост, дом Гагарина.

16. В. Климова. Николаевская, 21. Женское платье розового атласа с вышивкой и кружевом. 1910-е годы.

По сведениям 1912 года, Климова Агафья Климовна занималась продажей готового платья по адресам: Воронья ул., дом Евлампиева; Смоленский рынок, Сенная площадь, дом Зотова и Андреева. По сведениям 1916 года, Климов Василий Гаврилович торговал готовым платьем: Садовники, д. 35

17. Кондырин М.А. С-ья и Ко. Мужская сорочка белого хлопчатобумажного полотна. Начало XX века.

По сведениям 1894 года, Кондырин Митрофан Александрович производил оптовую торговлю бельем по адресу: Никольская ул., дом Третьяковых. Имел свои отделения в пассаже Солодовникова на Петровке и в Верхних торговых рядах № 15. По сведениям 1916 года, имел оптовую торговлю бельем в шести магазинах города: кроме вышеупомянутых, еще на Тверской в Английских рядах и ул. Бол. Лубянка, д. 19/21.

18. Луи Крейцер. Мужская сорочка белого хлопчатобумажного полотна Мужской галстук белого шелка с мелким узором. Мужской галстук-бабочка черного репса. Начало XX века.

По сведениям 1894—1915 годов, фирмой «Луи Крейцер» владела Жабро Мария Евгеньевна, розничный магазин по продаже пледов, платков, галстуков, мастерская белья по адресу: Петровка, д. 10.

19. Н. Ламанова. Москва. Женское платье кремового сукна с отделкой в виде нашитого орнамента из скрученных белых атласных лент. 1902—1905 годы.

Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941) — одна из известнейших русских модельеров, создательница советской школы моделирования. С 1881 года обучалась в московской школе кройки О.А. Суворовой. В 1885 году открыла в Москве свою мастерскую и магазин по адресу: Большая Дмитровка, дом Адельгейм, по другому источнику адрес: Тверской бульвар, д. 19. Работы ее вскоре получили большую известность в среде аристократии и творческой интеллигенции. Исполняла заказы императорского двора. В 1902—1903 годах была участницей Первой международной выставки исторического и современного костюма. При советской власти активно включается в работу по организации школы советского моделирования, по восстановлению и развитию швейной промышленности. В 1925 году за работы совместно с В.И. Мухиной, в которых она использовала традиции русского народного костюма, получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Активно участвовала в создании костюмов для многих постановок МХАТа, где работала с 1901 года и до конца жизни, а также для многих театров и кинофильмов — «Цирк», «Александр Невский», «Бесприданница» и других.

20. В. Левинсон, А.Колесников. Москва. Женская ночная кофта белого хлопчатобумажного полотна с машинным шитьем. Начало XX века.

По сведениям 1903—1908 годов, фирма существует с 1846 года. Рабочих до шестисот человек, производство белья, частью ручное. Годовой оборот до 500 гыс. рублей, адрес: Петровка, дом Хомяковых. Торговый дом основан с 1898 года. Владельцы: Владимир Левинсон — почетный гражданин и купец 2-й гильдии, Алексей Семенович Колесников. По сведениям 1916 года, производила торговлю бельем по двум адресам: Петровка, д. 10; Камергерский пер., д. 5.

21. Левинсон, Рудольф. Мужской галстук. Начало XX века.

По сведениям 1916 года, Левинсон Рудольф Леонтьевич занимался продажей белья и галстуков. Склад американской обуви «The Vera Shoe». Фирма существовала с 1882 года. Розничные магазины по шести адресам: Кузнецкий мост, д. 16; Никольская ул., д. 10; Мясницкая, д. 10; пассаж Солодовниковых, д. 83; Тверская ул., д. 36; Петровка, д. 5. Были отделения в городах Харькове, Екатеринославе, Саратове с торговлей бельем, галстуками, женской обувью и парфюмерией.

22. A.D. Liamine. Moscou. Женское демисезонное пальто коричневого драпа с отделкой коричневым бархатом. 1914—1917 годы.

По сведениям 1894, 1916 годов, Лямин Александр Дмитриевич имел магазины модного и галантерейного товаров в пассаже Солодовникова на Петровке, отделы №№ 23, 24, 35, 36, в Верхних торговых рядах № 18, 19, 62 и на Кузнецком мосту, д. 1.

23. I. Loginoff. Moscou. Сюртук черной шерсти. Начало XX века.

По сведениям 1916 года, Логинов Иван Антонович занимался мужским портновским мастерством по адресу: Кузнецкий мост, д. 13.

24. М. и И. Мандль. Женский жакет черного драпа с отделкой. Фрак черной шерсти. Сюртук черной шерсти. Начало XX века.

По сведениям 1894 года, Мандль Игнат Людвиг, московский 2-й гильдии купец, производил готовое мужское, дамское, детское платье, готовые форменные одежды всех ведомств и учебных заведений. Оптовый склад по адресу; Черкасский пер., Общественный Двор, розничные магазины по адресам: Софийка, дом Прибылова; Тверская, дом Филиппова. Есть отделения в других городах России: Петербурге, Киеве, Тифлисе. По сведениям 1897 года, оптовый склад был открыт в 1883 году. Производство на сумму 1 млн. 400 тыс. рублей. По сведениям 1899 года, имел свои отделения в городе Зарайске Рязанской губернии, селе Белоомут со среднегодовым оборотом в 35 тыс. руб. Отделение в Петербурге по адресу: Невский пр., д. 16, со среднегодовым доходом в 37 тыс. руб. Отделение в г. Киеве по адресу: Крещатик, дом Ждановского, среднегодовой оборот в 16 тыс. руб. А в Москве имел три магазина розничной торговли готовым платьем по адресам: Городской участок, дом купеческого общества; Мясницкая часть, 1-й квартал, дом Прибылова; Тверская часть, 2-й квартал, дом Филиппова. Среднегодовой оборот от этих магазинов равнялся 68 тыс. руб. По сведениям 1912 года, И.Л. Мандль был уже купцом 1-й гильдии и имел пять магазинов готового платья.

25. Jules Meister. Moscou. Фрак черного сукна. Начало XX века.

По сведениям 1910—1912 годов, Юлий Карлович Мейстер имел портновское заведение по адресу: Леонтьевский пер., дом Пегова. Эта фирма являлась одной из десяти первоклассных мастерских заказа мужского верхнего платья и костюмов Москвы. По сведениям 1916 года, владельцем фирмы был Габеркорн Карл Христофорович, портновское мастерство, Леонтьевский пер., д. 25а.

26. Maison Minangoys. Moscou. Лиф от женского платья черного репса с бисерной вышивкой. Конец 1860-х годов.

По сведениям 1855 года, Маргарита Минангуа имела белошвейное заведение, где работало шестнадцать женщин-мастериц, по адресу: Мясницкая часть, дом Корзинкиных. Магазин фирмы помещался в Мясницкой части, Газетный пер. По сведениям 1856 года, фирма «Минангуа и Ко» располагалась по адресу: Кузнецкий мост, дом Каразина, и торговала «новейшими товарами, как то: манто, мантильи, белье, моды и новые фасоны платьев». По сведениям 1868 года, Минангуа Мария Иордан имела модное заведение по адресу: Камергерский пер., дом Корсакова. По сведениям 1910—1912 годов, фирма продолжала свое существование и являлась одной из крупнейших и известнейших мастерских заказа дамского платья. По сведениям 1916 года, владелица фирмы — Монтрозье Юлия Ивановна, дамское портновское мастерство, Кузнецкий мост, 15.

27. Мюр и Мерилиз. Сюртук-визитка черной шерсти. Женская верхняя одежда. Начало XX века.

Фирма была основана в 1843 году. По сведениям 1868 года, Московский 1-й гильдии купец Андрей Мюр имел торговлю мануфактурным товаром по адресу: Городская часть, 2-й квартал, дом Носова. По сведениям 1888—1889 годов, фирма рекламировала и продавала дамские меховые вещи, наряды, принадлежности дамского туалета; здесь же изготовляла их по модным лондонским и парижским моделям' в своих мастерских по адресу: Петровка, свой дом, № 2. Адрес главной конторы — Кузнецкий мост, дом Гагарина. По сведениям 1907 года, владельцами торгового дома являются британские подданные Арчибальд Мерилиз и Вальтер-Даниель Филипп. По сведениям 1916 года, это был один из самых больших универсальных магазинов России с восемьюдесятью отделениями.

28. Н.И. и Г.Е. Петуховы и сын. Женская вечерняя накидка бежевого сукна с богатой отделкой. 1900-е годы.

По сведениям 1894 года, Петухов Николай Иванович имел дамское портновское заведение по адресу: Ильинка, дом Воскресенского подворья; здесь же помещался и магазин готового дамского, мужского платья, меховых товаров, владельцы его Н. и Г.Петуховы. По сведениям 1910—1912 годов, эта фирма была основана в 1879 году и была одной из старейших опто-розничных фирм конфекциона Москвы.

29. A la ville de Lyon, Jules Picard. Moscou. Женское платье. 1900-е годы. Женское платье. 1910-е годы. Женская накидка. Начало XX века.

По сведениям 1848 года, в Москве на улице Лубянка в доме Лухманова был открыт магазин «Город Лион», где в большом выборе получались из «Питер-бурга бархатные, шелковые мантильи, кружева, французские шелковые платья, последних рисунков, шали, платки», а также была большая выставка дамских изделий, «как то манто, бурнусов, бедуинов». По сведениям 1864 года, Жюль Пикар, московский купец 1-й гильдии, торговал мануфактурным товаром по адресу: Мясницкая часть, дом Рудакова. Управлял делами сам с приказчиком 1-го класса французским подданным Алексисом Пикаром, снимал помещение на сумму 1000 руб. По сведениям 1869 года, имел мастерскую для изготовления платья и верхних вещей, специальное депо (склад) всевозможных кружев. По сведениям 1897 года, торговый дом под фирмой «Город Лион», Кузнецкий мост, дом Третьяковых, был основан в 1895 году с числом рабочих мужского пола — 1, женского пола — 50, подростков — 35 человек. Сумма годового оборота 100 тыс. руб. По сведениям 1907 года, преемниками Ж-Пикара становятся французы Теодор и Эмиль Карловичи Лазарюс, ведущие большую торговлю по тому же адресу.

30. J. Raismann. Moscou. Фрак черной шерсти. Конец XIX века.

По сведениям 1912—1916 годов, Райзман Як.Ил. имеет портновское заведение по адресу: Кузнецкий мост, 15.

31. Р. Ревель в Москве. Женская накидка темно-синего бархата с богатой отделкой. Конец 1860-х годов.

По сведениям 1868 года, Ревель Роберт Федорович — московский купец 1-й гильдии, в купечестве состоит с 1843 года, торгует по адресу: Кузнецкий мост, дом Голицына. По сведениям 1872 года, он имел магазин новостей, ковров и разных шелковых товаров по тому же адресу.

32. Торговый дом А.Р. Ройзенцвейга в Москве. Сюртук-визитка черной шерсти. Начало XX века.

По сведениям 1910 года, это была крупнейшая оптовая фирма конфекциона, основанная в 1895 году, имела отделение в Самаре. По сведениям 1916 года, имела в Москве пять магазинов готовой одежды под общим названием: «Платье», владельцами их были Митрофановы Д. и В.П. и Ройзенцвейг А.Р. Их адреса: Юшков пер., дом товарищества Митрофанова; угол Лубянского и Театрального проездов, № дома не указан; Лубянка, пассаж; Тверская, д. 51; Бол. Лубянка, дом страхового общества «Россия».

33. J. Smith fils. Moscou. Визитка черной шерсти с выработкой. Визитка черной шерсти. Начало XX века.

По сведениям 1907 года, Смите, Иосиф Петрович — московский купец, имел мужское портновское заведение на Кузнецком мосту в доме Захарьина. По сведениям 1910—1914 годов, эта фирма — одна из десяти первоклассных мастерских заказа мужского верхнего платья и костюма в Москве.

34. Д. Спирин, Москва. Женская пелерина-накидка бежевого сукна. 1900-е годы.

По сведениям 1899 года, фирма «Д. Спирин и К°» — владелец Спирин Дмитрий Федорович — торговала готовым дамским платьем. Была одной из четырех фирм, средний годовой доход которых достигал 60 тыс. руб. Адрес: Городская часть, городской участок, дом Носова.

35. Е.П. Чечулина. Угол Тверской и Гнезд, пер. Платья. Москва. Дом Спиридонова, кв. 14. Женское свадебное платье белого атласа с вышивкой перламутровыми блестками. 1900-е годы.

По сведениям 1912 года, Чечулина Евдокия Петровна имела портновское заведение дамского платья по адресу: Петровка, Богословский пер., дом Кабанова. По сведениям 1910 года, мастерская имела адрес: Рождественка, д. 12.

36. Торговый дом. Братья В. и П. Чистяковы. Москва. Черкасский пер. Ротонда черного драпа с машинной вышивкой. 1900-е годы.

По сведениям 1894 года, Чистяков Сергей Васильевич имел мужское портновское заведение по адресу: Черкасский пер., дом Кознова.. По сведениям 1899 года, торговым домом «Братья Чистяковы» владели купцы 2-й гильдии Иван и Сергей Чистяковы, торговали готовым платьем по адресу: Городской участок, дом купеческого общества, средний годовой оборот фирмы 168 тыс. руб. По сведениям 1916 года, фирма имела адрес: Лубянская площадь, д. 5.

37. И.Я. Чурин и К°. Основан в 1867 г. Сюртук коричневой в полоску шерсти. Начало XX века.

Чурин Иван Яковлевич — торговый дом, торговля меховым товаром по адресу: Воздвиженка, д. 9.

38. Г. Шиллинг. Москва, Леонтьевский. 13. Свадебное платье белого шифона с вышивкой бусами, бисером, стеклярусом. 1910 год.

Фирма известна с 1894 года, — владелица Шиллинг Мария Георгиевна, — имела дамское и мужское портновские заведения по двум адресам: Б. Бронная, ул., дом Никифоровых; Леонтьевский пер., дом Раузер. По сведениям 1912— 1916 годов, эта фирма имела адрес: Леонтьевский пер., д. 13.

39. И.И. Шнейдер. Москва. Женский жакет бежевого сукна, отделанный машинной строчкой. 1910-е годы.

Фирма известна с 1894 года, ее владельцы Шнейдеры — Каролина Эмилия, Вульф Ильич, Мария Абрамовна — занимались портновским дамским и мужским ремеслом по разным адресам: Неглинный проезд, Сундуновский переулок, Цветной бульвар. По сведениям 1916 года, Шнейдер Илья Ильич имел мастерскую дамского готового платья по адресу: Софийка, д. 7. Эта фирма была одной из первоклассных мастерских заказа, производящих только женское верхнее платье.

40. Дамские наряды В.Г. Щеславского. Москва. Женская накидка с богатой отделкой. 1860-е годы.

41. Магазин Е.С. Щеславской готовых дамских вещей. Галерея Голофтеева. Пассаж Солодовникова. Москва. Женская накидка-пелерина с машинной вышивкой 1900 г.

По сведениям 1894—1899 годов, Щеславская Елизавета Сергеевна имела магазин модного и галантерейного товаров на Петровке в галерее Голофтеева. По сведениям 1915—1916 годов, эта фирма была одной из немногих торгующих готовым платьем, годовой оборот которых равнялся 60 тыс. руб. Имела два магазина по адресам: Софийка, д. 9; Петровка, пассаж, Голофтеева.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?